Итак, настало время охуительных замечательных историй. С чего начнем?
Пожалуй, расскажу вам о своей подруге. Недавно пришла ко мне бывшая одноклассница Нюра. И пожаловалась: говорит, что запустили они с мужем интернет-магазин – решили продавать китайские часы с наценкой в 300%. Заказали сайт за 100 000 рублей, сделали красивые фотографии, даже блог завели со статьями: «Как альфа-самцу выбрать часы для первого свидания» и «Что надеть на руку, чтобы тебя взяли в Газпром». А продаж нет. Конечно, нет, объяснила я ей: ведь дело не в блоге и фотографиях. А в продукте. Плохой продукт продать нельзя, надо было швейцарские часы покупать, а не китайские. И так бывает со всеми, кто открывает магазин без консультации с маркетологом. С таким как я, например.
Не верите? И правильно – нет у меня никакой подруги, продающей часы из Китая.
Зато я знаю Сергея. Того, что очень любит смотреть сериалы. Он десять лет не мог жениться, потому что женщины вокруг не так прекрасны как Дикая Роза. Хорошо, что я посоветовала ему психолога. Всего три сессии – и Сергей собирается замуж в ЗАГС, даже платье уже купили и ресторан забронировали. Вот, сходите к Наташе по ссылке, она и вам найдет вторую половинку.
Опять не верите? Ладно, признаюсь – это Наташа мне заплатила за пост.
Но теперь точно правда. Встретила я недавно Илью и узнала, что он продает металлопрокат. Если честно – я удивилась. Илья!!! Тот самый Илья!! Который с трех лет играл на скрипке, а в пятом классе победил в районном турнире по шахматам. Такая тонкая натура и металлопрокат?!! Оказалось, он просто нашел свое призвание. В тот самый момент, когда возвращался из консерватории и ему на голову упал кирпич. Илья узнал, что он умеет материться, а вернувшись домой – разбил скрипку об стену и пошел на завод гнуть трубы. Через три года стал директором. По ночам ему иногда снится Моцарт и играет на скрипке. После этого Илья пару дней пьет, а потом увеличивает темпы производства еще на 30%. Потому что самое главное – это мечта. И вы тоже можете исполнить свою мечту. Как Илья. Или как Сережа. Ну или хотя бы как моя подруга Нюра – неважно, что ее не существует, зато у нее свой бизнес.
А теперь, пока во мне не умер еще один Петросян – перейду к тому, ради чего начала эту колонку.
Знаете, почему такие истории не работают? Они не выглядят настоящими. Так происходит по трем причинам:
- Пластмассовые герои – Максим Ильяхов называет их «буратинками». Они должны показать, что у героя такие же проблемы как у вашего клиента или вас, если вы сами читаете историю. Но в большинстве случаев «буратинки» получаются ненастоящими, пластиковыми. И вы (или любой другой человек) сразу видите, что историю придумали лишь для того, чтобы что-то продать.
- Слишком гладкий или предсказуемый сюжет – такой, что сразу понятно: историю написали специально. Каждый этап логично подводит к ожидаемому финалу. Иногда уже в середине рассказа ясно, что будут продавать в конце.
- Акцент на негатив – Дима пошел к коучу и спасся, а вы ничего не делаете, так и умрете в депрессии, если не перейдете по ссылке. Негативные эмоции и акцент на неудачном исходе для тех, кто не купил – не лучший вариант для продажи. Такая история скорее вызовет отторжение, чем симпатию и сочувствие.
Если вы используете сторителлинг для презентации компании или продвижения личного бренда – старайтесь быть искренними. Это звучит банально, но работает лучше придуманных Сергеев или Нин.

Главный редактор «Лакмус»
Интернет-маркетолог, контент-стратег, аналитик, редактор.